9 причин, почему советские фильмы о революции объявляли антисоветскими
«Интервенция» и Высоцкий
Самый знаменитый «антисоветский» оттепельный фильм о революции — «Интервенция» с Владимиром Высотским. Его сняли в честь пятидесятилетия Октября (так кратко называли октябрьскую революцию). Режиссёр — Геннадий Полока, только что создавший идеологически выверенную картину о советской педагогике «Республика ШКИД». Казалось, он-то знает, как делать фильмы, которые угодят цензуре. Но «Интервенцию» запретили, и не из-за песен Высоцкого.
Шутки о сексе, и Сергей Юрский, переодевающийся женщиной — уже этих двух вещей было бы слишком много. Но Полока снял настоящую буффонаду, запредельно странную, полную гротеска, условных декораций, странных костюмов, кривляющихся персонажей. А не хотел ли режиссёр представить всю революцию комедией, задалась вопросом приёмная комиссия, и постановила уничтожить плёнку с отснятым и смонтированным материалом.
Притом в «Интервенции» светлый, трагический конец, лейтмотивом которого стал хит Высоцкого о верности идеалам до самой последней черты — «Деревянные костюмы». Так на дворовом сленге называли гробы. Но ни песня, ни финал не смогли отвлечь бюрократов от следов сексуальной революции.
«Первороссияне» — святые мученики коммунизма
Ещё один снятый к пятидесятилетию Октября фильм о революции, «Первороссияне», официально имел основой идеологически верную поэму Ольга Берггольц «Первороссийск». Сюжет должен был рассказывать о том, как семеро смелых пытаются построить коммунизм по всем заветам Ильича в местах бывшей ссылки. Его уничтожать не стали, просто решили добавить в конце Ленина и… никогда никому не показывать. Так что зритель познакомился с «Первороссиянами» только в 2009 году.
Что смутило цензоров в «Первороссиянах»? Во-первых, высокая степень условности декораций. Каждая сцена была полностью в своём цвете, так что даже, например, перекрашивали горы. Во-вторых, сильный религиозный мотив, который то ли подавал веру в коммунизм как новую религию, то ли верой в коммунизм прикрывал верной религии старой. Лица героев, например, были раскрашены под святых с икон!
«Начало неведомого века»: слишком мрачная революция
Угадайте, к какой годовщине был снят ещё один запрещённый кинофильм о революции? Точнее, даже два фильма, объединённых в диптих под названием «Начало неведомого века». Конечно, к пятидесятилетию Октября. Фильмы были сняты по певцам революции, писателям Олеше и Платонову, с которых недавно сняли наложенный при Сталине запрет.
На этот раз оба фильма из диптиха в условности обвинить было нельзя. Они были реалистичны. Даже слишком, по мнению цензоров. Тёмные крестьяне, не спешащие проникаться новыми идеями, столкновение комиссара с бандитами… Если «Интервенцию» сочли слишком весёлой, то «Начало неведомого века» — слишком мрачным. Альманах, в рамках которого должно было выйти на экраны «Начало», так и не выпустили.
«Комиссар» и еврейский вопрос
Ещё один фильм, попавший в немилость сразу после создания в честь юбилея Октября — «Комиссар». Когда он снова всплыл уже в 1987 году, немедленно собрал множество фестивальных наград. Но в 1967 цензоров возмутила еврейская тема, идущая фоном к истории боевого комиссара Вавиловой, вышедшей в декрет по беременности. Евреев потребовали заменить на крымских татар. Режиссёр отказался. Тогда фильм постановили уничтожить. По счастью, сохранилась копия.
Ещё одна причина, по которой «Комиссар» пришёлся приёмной комиссии не по душе — использование творчества опальных писателя Гроссмана и композитора Шнитке. На основе рассказа первого был создан сценарий. Второй написал к картине музыку. Подумать только, что сейчас их вспоминают как легендарных советских писателя и композитора.